Детский сад “СЕМЬ ГНОМОВ”

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Детский сад “СЕМЬ ГНОМОВ” » В помощь старшему воспитателю ДОУ » План летне-оздоровительных мероприятий **


План летне-оздоровительных мероприятий **

Сообщений 421 страница 435 из 435

421

alenka написал(а):

Селивера написал(а):

    У нас план на лето - разворот большой тетради (2 листа А4). Сверху 5 образовательных областей, слева - дни недели. Каждый день разделен на 2 части - утро-вечер. И планируются формы работы, воспитатель выбирает из перспективного плана в соответствии с уровнем группы. В учебном году мы подробней планируем. А на лето - вот он - сокращенный вариант.

Вера Петровна, можно посмотреть  шаблон (таблицу) планирования работы на лето. Взяла на вооружение Ваше планирование на ясельной группе. Просто и понятно. Хочется сделать то же и с остальными возрастными группами.

Здравствуйте!
По ясельным группам - это не мое планирование. Нашла в интернете. По нашей ситуации на младших группах летом -подходит идеально)))
На старшие подобных разработок у меня нет.
Составляю план тематических недель и по каждой неделе - примерные мероприятия, а воспитатели сами выбирают,какие из них проводить в какой день недели.Конкретику расписывают в календарных планах по образовательным областям. Есть методические наработки в летних папках и литература,которой пользуемся летом. Наработки пополняются с каждым годам, папки передаются по возрастам. Вот сейчас даже закралась мысль -так это похоже на ФГОС...

Отредактировано Селивера (2017-05-26 14:21:45)

0

422

Селивера написал(а):

Составляю план тематических недель и по каждой неделе - примерные мероприятия, а воспитатели сами выбирают,какие из них проводить в какой день недели.Конкретику расписывают в календарных планах по образовательным областям.

А у нас работали до нас и сейчас также работают... Может, это и неправильно, но никогда ни от кого за такую работу в летний период не получали "по шапке". Вся деятельность летом заключается:
1) в проведении всех форм по здоровьесбережению (здесь есть перспективный план у всех групп);
2) реализация проектов (в этом году общесадовский проект, состоящий из мини-проектов каждой группы - организуем огород в ДОУ);
3) деятельность педагогов по темам самообразования (здесь могут быть разные формы, в т.ч. и проектная деятельность)... и ВСЁ!!!
Календарные планы летом мы не пишем...
Музыканты свои мероприятия проводят, инструктор по ф/к - свои...
Большая деятельность в ДОУ ведётся летом по благоустройству (в этом году смотр-конкурс на лучшую клумбу, в прошлом - на лучший игровой участок, в позапрошлом - проект, направленный на благоустройство всей территории д/с и мн. др.).

+3

423

"Что включить в план летней оздоровительной работы по ФГОС ДО"

источник: журнал "Справочник старшего воспитателя" № 5-2017

http://s9.uploads.ru/t/V9LSy.jpg  http://sf.uploads.ru/t/7cDfs.jpg  http://sg.uploads.ru/t/hMzsU.jpg  http://s7.uploads.ru/t/jJcXE.jpg  http://s2.uploads.ru/t/Gyucl.jpg  http://s6.uploads.ru/t/6kTQR.jpg

+14

424

Всем большое спасибо, на многие свои вопросы ответы получила, но много вопросов осталось. Буду читать и вникать дальше.

0

425

Вот и лето пришло) Холодно, холодно..., как в октябре. Но сегодня все-таки ПРАЗДНИК! Прошло все замечательно: праздничный флешмоб, дефиле летних панам, и конечно, веселая дискотека. А еще конкурс  рисунков «Дружат дети на планете». Согрелись)

http://s9.uploads.ru/t/XIGMK.jpg http://sh.uploads.ru/t/FPy6o.jpg http://sa.uploads.ru/t/xCnHp.jpg http://sd.uploads.ru/t/eFBg3.jpg http://s6.uploads.ru/t/SxnMV.jpg http://s8.uploads.ru/t/THejP.jpg http://s0.uploads.ru/t/aXhQs.jpg http://s1.uploads.ru/t/UKoGd.jpg http://se.uploads.ru/t/jHQSp.jpg http://s4.uploads.ru/t/Ey8u5.jpg http://s9.uploads.ru/t/hBLsm.jpg http://se.uploads.ru/t/Vl3F9.jpg http://s2.uploads.ru/t/tgera.jpg http://s4.uploads.ru/t/bTHhS.jpg
http://sf.uploads.ru/t/dAz35.jpg

Отредактировано ким (2017-06-01 18:35:51)

+11

426

Девочки, прекрасный материал для проведения занятий с детьми летом по темам"Лето", "Птицы летом", "Звери летом", "Насекомые летом". Материал из журнала "Справочник старшего воспитателя" №7-2017г.



Делимся опытом
«Здравствуй, Летик!»: цикл летних познавательных занятий
Иванова Н.В.
писатель, автор художественных, познавательных и методических книг для детей, г. Москва
Марина Ким
воспитатель по ИЗО МБДОУ № 41 детский сад «Звездочка» г. Южно-Сахалинска, почетный работник общего образования РФ, лауреат премии Сахалинской области за значительный вклад в дошкольное образование
Татьяна Андриянова
воспитатель МБДОУ № 41 детский сад «Звездочка» г. Южно-Сахалинска, награждена почетной грамотой департамента образования администрации г. Южно-Сахалинска
Светлана Богатырева
воспитатель МБДОУ № 41 детский сад «Звездочка» г. Южно-Сахалинска, лауреат премии Сахалинской области за значительный вклад в дошкольное образование, награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ
Лето – лучшее время для наблюдений, занятий, творчества и игр на природе. Проведите его с пользой. Во время прогулок понаблюдайте с дошкольниками за жизнью насекомых и цветов, расскажите им об особенностях некоторых видов. Чтобы воспроизвести многообразие летних красок, познакомьте воспитанников с необычными видами аппликаций. А провести цикл летних познавательных занятий поможет веселый персонаж Летик.

Предлагаемые занятия под общим названием «Здравствуй, Летик!» – один из четырех тематических блоков цикла познавательных занятий «Времена года»1.
В этом блоке дошкольники узнают о летних погодных явлениях, отдельных видах растений и насекомых, как живут, чем питаются и кормят детенышей дикие и домашние животные. В ходе прогулок воспитанники наблюдают за шмелями, пчелами, бабочками, стрекозами, муравьями, ростом и многообразием цветов.
Цели познавательных занятий «летнего цикла»:
• расширить представление детей о времени года – лето;
• рассказать о его характерных явлениях;
• пополнить словарь новыми понятиями (день летнего солнцестояния, белые ночи, ультрафиолетовые лучи, витамин D, энтомолог и др.);
• обучить новым техникам аппликации;
• развить навыки художественного творчества;
• сформировать интерес к чтению, желание узнавать новое;
• воспитать усидчивость, умение слушать друг друга, работать в команде.
 
Поделки «Веселая изолента» в технике аппликации (автор фото – Наталья Капустюк, детский писатель, фотохудожник, фотограф, г. Южно-Сахалинск)
Общая структура занятий
Изучение каждой темы воспитатель планирует по алгоритму:
• ставит перед дошкольниками проблему;
• формулирует с детьми тему для изучения в процессе совместного обсуждения;
• организует совместную продуктивную или познавательную деятельность.
Во вступительной части занятия воспитатель проводит с детьми беседу об объекте исследования, задает детям вопросы. Далее с помощью словесного приема ставит перед воспитанниками проблему.
В основной частизанятия, чтобы раскрыть тему, воспитатель использует наглядно-иллюстративный, художественный (картинки, стихи и т. д.) и демонстрационный материалы. Дети выполняют задания. Вопросы, загадки, дидактические карточки, игры помогают определить, насколько успешно они усвоили тему.
В заключение занятия воспитатель проводит рефлексию. Для этого с помощью наводящих вопросов предлагает детям:
• вспомнить и пересказать содержание занятия;
• оценить то, что они делали: например, понравилось – не понравилось; было понятно или не очень, что особенно запомнилось и т. д.
В ходе совместного обсуждения воспитатель подводит дошкольников к выводам: что они узнали нового, чем занимались, чему научились.
Рефлексия проводится не только в конце занятия, но и в начале, и середине – для установления эмоционального контакта с детьми.
Поделка из пуговиц «Гусеница» Разноцветная изолента
Содержание занятий «летнего» блока
«Летний» тематический блок состоит из 5 занятий:
• «Время года – лето»;
• «Звери летом»;
• «Птицы летом»;
• «Насекомые летом»;
• «Растения летом».

кликай

Поделки из ракушек и подручных материалов
Какие оборудование и материалы понадобятся для занятий?
• Игрушка или картинка с изображением сказочного персонажа Летика.
• Оборудование для изодеятельности: краски, бумага; материал для лепки; подручный материал; изолента и пуговицы разных цветов, цветная бумага, клеящий карандаш.
• Карточки с изображением различных природных явлений, диких и домашних зверей, разных видов птиц и насекомых, птенцов-слеток, цветов.
• Шаблоны животных (для разных видов аппликаций).
• Аудиозаписи с пением птиц.
• Картинка-схема строения насекомого.

Занятия ведет воспитатель, иногда при помощи педагога по изобразительной деятельности или музыкального руководителя. Педагоги объясняют детям материал в доступной для их восприятия форме. Для этого используют сказочного персонажа.
Роль веселого Летика играет воспитатель. С помощью куклы или нарисованного изображения он объясняет дошкольникам, почему вслед за весной приходит лето, что меняется в природе, как живут в это время года звери, птицы, насекомые, какие цветы растут в поле, лесу, на лугу.
В ходе занятий воспитатель предлагает выполнить поделки с помощью интересных техник аппликации: плоскостной («Веселая изолента»), объемной («Пуговичный мир»), а также из природных материалов (стеклышек, ракушек, камешков, дерева, сухой травы и др).
Каждое занятие включает разные виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, изобразительная. Педагоги используют различные методы и приемы:
• словесные: беседа, ответы детей, чтение стихотворений, загадок;
• наглядные: рассматривание иллюстраций, игра с куклой Летиком;
• практические: выполнение заданий, детское творчество.
Дети слушают рассказы воспитателя (от лица Летика), отвечают на его вопросы, приводят примеры из личного опыта общения с природой. Научную информацию педагог чередует с чтением веселых стихов по теме, предлагает отгадать загадки, вспомнить эпизоды из сказок и мультфильмов.
Рассматривая готовые поделки, дошкольники предлагают свои варианты создания зверей, птиц, насекомых, цветов из предложенных материалов. Например, делают пуговичную собаку из белых, черных, коричневых, оранжевых пуговиц. Пуговицы крепят обычным клеящим карандашом на основу из картона по заранее обведенному контуру, раскраске. Цвета подбирают сами, следуя собственной фантазии или воспроизводя окрас любимого домашнего питомца.
Во время прогулок дети закрепляют материал. Если позволяют условия: погода, разнообразие растительного мира, возможность сходить на речку, луг, лес, они узнают новую информацию. Например, знакомятся с разными видами цветов. Педагог предлагает дошкольникам рассмотреть полевые и садовые растения, вспомнить, чем они полезны и чем вредны человеку.
Особое значение имеют наблюдения за животными. Они не только развивают у детей наблюдательность, сообразительность, но и учат правилам поведения на природе: воспитатель объясняет, когда можно брать в руки птенца, что нельзя трогать насекомых, разорять муравейники и т. д.
Зимой на занятиях дошкольники рассматривали животных и цветы лишь на картинках, а теперь у них появляется возможность понаблюдать за ними в реальности. Это важно: можно осторожно потрогать, погладить листочки, стебелек, почувствовать запах цветка, увидеть насекомых, которые кружатся около него, садятся на цветок, пьют сладкий нектар. Летние впечатления ничем не заменить, они обогащают познавательный и эмоциональный опыт детей.
Подробно содержание познавательных занятий «Время года – лето», «Звери летом», «Птицы летом», «Насекомые летом», «Цветы летом» для детей старшего дошкольного возраста представлено в приложениях 1–5.
Поделка из пуговиц «Бабочки»
В чем преимущества разных техник аппликации
Плоскостная аппликация из изоленты
Изолента – податливый материал, легкий в обращении. В работе с изолентой не нужен клей, который всегда пачкает руки, пересыхает. Данная технология избавляет детей от неуверенности и боязни ошибиться, ведь всегда можно поправить то, что не получилось сразу. Занятия аппликацией развивают моторику пальцев рук, глазомер. Дети закрепляют знание цветов, получают эмоциональное удовольствие от разнообразия оттенков. Работа с изолентой воспитывает усидчивость, т. к. даже для самой простой аппликации нужно подготовить много полосок изоленты.
Объемная аппликация из пуговиц
Чтобы сделать аппликацию из пуговиц, дети используют готовые раскраски, силуэты насекомых, зверей, цветов. Они подбирают пуговицы по цвету и размеру и прикрепляют их к картону с помощью клеящего карандаша. Эта техника развивает моторику пальцев рук, глазомер.
Объемная аппликация из природных материалов
Для данного вида аппликации используются разноцветные стеклышки, камушки, ракушки, кусочки дерева, сухой травы и другие материалы, которые дети собирают на прогулке. Попросите воспитанников принести собранные во время отдыха на море гладкие прибрежные камушки. Обточенные морским прибоем и сохранившие свежий аромат моря, они вызовут у дошкольников много положительных эмоций и станут основой интересных поделок.

Приложение 1
Конспект познавательного занятия «Время года – лето»
Задачи:
• рассказать детям об особенностях лета, объяснить, чем оно отличается от других времен года;
• закрепить название летних месяцев;
• рассказать, как влияет солнце на человека: что оно дарит полезного и почему его нужно опасаться;
• объяснить, что такое белые ночи и день летнего солнцестояния;
• развить внимательность, умение развернуто отвечать на вопросы.
Оборудование: кукла Летик; карточки с изображениями явлений природы разных времен года; краски в соответствии с цветами радуги; подручный материал для изготовления рамки для портрета Летика.
Ход занятия:
Вступительная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года? Что мы видим и слышим за окном?
Дети называют время года и перечисляют то, что видят за окном:
светит солнце, на небе – радуга, идет дождь или слышны трели птиц,
цветут цветы, плещется речка (озеро, море). Затем воспитатель предлагает
им послушать песню «Вот оно какое, наше лето»
из м/ф «Дед Мороз и лето» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина).
Основная часть
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях волшебный гость. Почему волшебный? Потому что он пришел из сказки. А как его зовут, вы скажете сами. Послушайте!
Рефлексия
Воспитатель читает стихотворение «Песенка Летика»2 или исполняет песенку на импровизированную мелодию.
Познакомьтесь-ка с курносым,
Пестрым человечком.
Это я хожу по росам
И плыву по речкам.
Припев:
Будто тоненькие нити,
Льются лучики – взгляните!
Я, волшебный добрый Летик,
Шлю от солнышка приветик!
Землю лучики согрели,
Мне тепла не жалко.
Подарю вам птичьи трели,
Пляжи и рыбалку.
Я не птенчик, не кузнечик,
И не еж, не змейка –
Теплый мягкий человечек
Из большой семейки.
Шумным лесом, сочным лугом,
Шелестя травою,
Вышли братья друг за другом.
У меня их двое.
Старший звонкий брат – Июнька,
Любит теплый дождик.
Младший – радужный Июлька,
Он у нас художник.
Красит братец ярким цветом
Васильки, ромашки.
По полянкам ходит летом
С кисточкой в кармашке.
Вьются в летнем хороводе
Бабочки и птички.
И теперь черед приходит
Для моей сестрички.
Мы малышку Августинку
Очень уважаем,
Вместе с ней несем корзинку
С вкусным урожаем.
Босиком бежим с сестрицей
По лесным опушкам,
Из ручья даем водицы
Птичкам и зверюшкам.
С Августинкой мы у сада
Дружно яблок просим.
Запасти варенья надо –
Близко бродит Осень.
Я уйду почти что на год,
Но вернусь с улыбкой,
Принесу корзинку ягод
И ведерко с рыбкой.
Вспомните зимой, ребята,
Чудо-человечка.
Были яркими закаты,
Говорливой – речка.
До свиданья! Не грустите!
Час придет – в оконце
Снова лучики, как нити,
Вам опустит солнце!
Припев.
Воспитатель показывает куклу или картинку с изображением Летика.
Воспитатель: Как зовут нашего гостя?
Дети: Летик.
Воспитатель подносит каждому ребенку Летика и от его имени здоровается с детьми.
Они отвечают на приветствие. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения.
Вопросы для обсуждения:
• Кто такой Летик?
• В каком месяце он приходит?
• Какие летние месяцы следуют за июнем?
Воспитатель: Ребята, Летик очень умный и наблюдательный. Он пришел, чтобы поговорить с вами о самом теплом и светлом, радостном и счастливом времени года.
Летик: Лето! В это время года солнце рано восходит и поздно заходит. 21 июня – самый длинный день в году. Его называют «день летнего солнцестояния». А за полярным кругом летом бывают белые ночи, когда темнота не наступает, а ночь похожа на сумерки. Летом солнце приносит нам самую большую котомку света и тепла. Оно дарит загар и румянец, ультрафиолетовые лучи, благодаря которым в организме вырабатывается полезный витамин D. Летом полезно загорать и греться на солнышке. Но помните: во всем важна мера. Перегрев может привести к солнечному удару. В жаркую солнечную погоду нельзя выходить из дома без головного убора – кепки или панамки.
Вопросы для обсуждения:
• Откуда на нашей планете тепло и свет?
• Какой витамин вырабатывается у человека под действием ультрафиолетовых лучей?
• Как называется самый длинный день в году? Когда он бывает?
Дидактическая игра
Летик показывает дошкольникам карточки с изображением различных природных явлений: снег, радуга, дождь, листопад, гроза, молния, солнце, солнечный пляж, цветочный луг и др. Дети выбирают те, на которых изображены летние явления природы.
Воспитатель повторно читает 3-е четверостишие «Песенки Летика»
и просит детей ответить на вопросы.
Вопросы для обсуждения:
• О каких природных явлениях говорится в стихотворении? (Ответ: о солнечных лучах, птичьих трелях, плеске рыбы в реке, сочной траве и шуме листвы деревьев.)
• Почему Летику не жалко тепла и лучей? (Ответ: Летик – добрый волшебный человечек.)
• Как зовут старшего брата Летика? (Ответ: звонкий Июнька.)
• Что он любит? (Ответ: теплый дождик.)
• А как зовут младшего брата Летика? (Ответ: радужный Июлька.)
• А что он любит делать? (Ответ: рисовать.)
Воспитатель: Ребята, помогите Июльке выбрать краски, чтобы нарисовать радугу. Вы знаете, какие для этого нужны цвета? Как появляется летняя радуга?
Дети высказывают различные мнения.
Воспитатель: Давайте попросим Летика объяснить, откуда берется радуга.
Летик: Когда летнее солнышко встречается с капельками после дождя, на небе расцветает семицветная радуга. Солнечные лучи преломляются в капельках. Капельки делят, как бы расплетают косички лучей на составные разноцветные пряди, – на семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Совместная изобразительная деятельность
Дети подбирают семь красок в соответствии с цветами радуги и вместе рисуют портрет Летика.
Заключительная часть
Летик: Какой портрет вы мне нарисовали! Спасибо, ребята!
Воспитатель: И тебе спасибо, Летик, за твои интересные рассказы.
После занятия дошкольники из подручного материала делают рамку
для портрета Летика, выбирают место, где его повесить:
в группе, спортивном или музыкальном зале.
Воспитатель: Кто к нам приходил сегодня? Чем мы занимались?
Дети отвечают и делятся впечатлениями.
Воспитатель: Мы не прощаемся с Летиком – впереди нас ждут увлекательные занятия.
>> вернуться в текст
Приложение 2
Конспект познавательного занятия
«Звери летом»
Задачи:
• рассказать детям о том, как живут летом дикие и домашние животные, как они обустраивают норы, обзаводятся потомством;
• объяснить, чем и как питаются звери, как играют, купаются;
• расширить словарь новыми понятиями: «фауна», «травоядные», «плотоядные»;
• развивать умение составлять развернутые рассказы;
• научить делать плоские аппликации из изоленты и объемные аппликации из пуговиц;
• развивать наблюдательность, внимательность, умение слушать друг друга.
Оборудование: изоленты и пуговицы разных цветов; шаблоны животных (для разных видов аппликаций).
Ход занятия:
Вступительная часть
Воспитатель: На предыдущем занятии к нам в гости приходил веселый Летик. Сегодня он снова с нами. Летик расскажет о том, как живут летом звери.
Летик: Лето для животных самое благоприятное время. Как вы думаете, почему?
Дети высказывают различные версии.
Летик обобщает и дополняет их.
Летик: Зелень вокруг сочная, ее много. К середине лета созревают ягоды, а к концу – лесные орехи. Вы знаете, каких зверей называют травоядными?
Дети: Тех, которые питаются растениями, травой.
Летик: Верно. Так как летом растительности много, травоядные звери ведут себя очень активно. До холодов и осени далеко, скапливать жировые отложения рано. Но можно обеспечить пищей своих деток, ведь им надо подрасти и окрепнуть до конца лета. Даже северные животные в летнее время активны, хотя за полярным кругом холодно. На севере летом солнце почти не садится. Как называют ночи, когда светло?
Дети: Белые ночи.
Летик: Правильно. Благодаря им обитатели севера много охотятся и хорошо питаются.
Основная часть
Летик: Летом особенно активны белки, волки, медведи, грызуны и другие представители фауны. Вы знаете, что означает слово «фауна»? (Дети отвечают.) Фауна – это животный мир. Слово происходит от имени греческой богини Фауны, покровительницы животных. Давайте вместе составим рассказ о том, что делают летом медведи.
Дошкольники по очереди рассказывают, что знают о жизни медведей.
Летик по необходимости поправляет их и дополняет рассказ.
Летик: Медвежата, рожденные зимой, летом уже ходят без мамы, самостоятельно едят ягоды, грибы, стебли травянистых растений. В середине июля поспевает малина, и медведи ею лакомятся. А к концу лета наведываются на поля, где едят поспевающие злаки. Медведи не только умеют, но и любят плескаться, плавать. Особенно нравится им купаться в жаркий день. В воде бурый медведь может преодолевать расстояние в несколько километров то вплавь, то вброд. Вот только нырять медведи не любят. Погружаясь в воду, они оставляют голову на поверхности.
Рефлексия
Воспитатель показывает поделку «Мишка из изоленты», которую он заранее изготовил для проведения занятия.
Вопросы для обсуждения:
• Из ленты какого цвета сделаны река, деревья, медведь, рыбы?
• Чем заняты медведи в реке?
• Каких еще зверей видно на берегу? (Ответ: заяц, волк, белка, лиса.)
Летик: А вот и всем вам знакомый ежик. В каких книгах, сказках и мультфильмах вы его встречали? А вы знаете, как выглядят маленькие ежата? (Дети отвечают.) Вес новорожденного ежонка составляет около 20 граммов, и на нем нет ни одной иголки. Но зверек торопится обзавестись первой «растительностью», и мягкие белые иголочки, от 100 до 150 штук, у ежат появляются уже через несколько часов после рождения. В первые дни мама-ежиха согревает детенышей своим теплом. Через 36 часов у ежат вырастают настоящие темные иглы. А в возрасте 11 дней крошки уже умеют скатываться в клубок, но глазки открывают лишь на 14–16 день. Через 18 дней после рождения малыши уже полностью покрыты темными жесткими колючками. Вы кормили когда-нибудь ежат молоком?
Дети рассказывают о своем опыте общения с ежами.
Летик: Друзья, имейте в виду, что новорожденные ежики – почти единственные в мире существа, способные погибнуть от переедания. Поэтому, если малютка вскармливается не мамой, а «усердным» натуралистом, его может погубить чрезмерное количество молока. Иглы ежа – измененные природой волосы. И поэтому мысль сводить ежика к парикмахеру – не только фантазия сказочников. А что в мультфильмах и сказках ежик носит на своих иголках?
Дети: Яблоки и грибы. Он их очень любит.
Летик: Действительно, но это только в сказках. Еж, даже если захочет, не сможет наколоть яблоко на иголки – они для этого слишком мягкие и просто погнутся. Иголки могут удержать лишь опавшие листья. Но и они цепляются сами, а не еж специально собирает «гербарий». Любимые блюда ежей – насекомые, гусеницы, дождевые черви, а вовсе не грибы и не растения. Но фантазировать ведь никто не запрещает! Вот послушайте!
Воспитатель читает стихотворение «Кто такой самокат?».
Вышел в рощу самокат,
Крепко запер норку.
Покатился наугад
С теплого пригорка.
У него немало дел,
Посудите сами:
Подосиновик поддел –
Пригодится маме.
Приспособил, как седло,
Пестрый лист осинки.
Покатал, пока светло,
Двух жучков на спинке.
Млеет розовый закат,
Согревает пятки.
И вернулся самокат
К маме-самокатке.
Рефлексия
Воспитатель показывает поделку «Ежик из изоленты», которую он заранее изготовил для проведения занятия.
Вопросы для обсуждения:
• Из ленты какого цвета сделаны ежик и листики?
• Этот ежик «летний» или «осенний»? Почему вы так думаете?
• Как сделать «летнего» ежика?
Дети: На ежике пестрые листья, которые бывают только осенью во время листопада. Летнего ежика можно сделать из зеленой изоленты.
Воспитатель: Правильно. Но сейчас Летик покажет нам, как можно сделать ежика из пуговиц.
Дети по показу воспитателя делают ежей с помощью объемной пуговичной технологии.
Воспитатель: Летик, расскажи нам, что делают летом домашние животные.
Летик: Домашние животные летом много находятся на улице, бегают, играют. А вы знаете, каких животных называют плотоядными?
Дети: Хищников, которые едят мясо.
Летик: Правильно. Домашние хищные животные, например кошки и собаки, охотятся на мелких грызунов и птиц. А ведь зимой кошки в основном грелись на печке. Зимой и ранней весной травоядные лошади находились в стойле, а коровы в хлеву. Но летом они все время гуляют на свежем воздухе.
Рефлексия
Воспитатель показывает поделки «Пуговичная кошка», «Пуговичная лошадка».
Вопросы для обсуждения:
• Чем жизнь домашних животных – кошки и лошади – различается летом и зимой?
• Каких еще домашних зверей можно собрать из пуговиц? Пуговицы какого цвета для этого нужны?
Заключительная часть
Воспитатель спрашивает дошкольников:
• что они узнали на занятии (звери летом активны, находятся на свежем воздухе);
• что научились делать (плоские аппликации из изоленты и объемные аппликации из пуговиц).
>> вернуться в текст
Приложение 3
Конспект познавательного занятия «Птицы летом»
Задачи:
• рассказать детям о жизни птиц летом, гнездовании, выведении потомства, птичьем пении;
• научить правильно заботиться о птицах: строить для них домики, понимать, когда птенец попал в беду, а когда просто покинул гнездо, и что в обоих случаях надо делать;
• учить рассуждать, высказываться, делать выводы, слушать ответы сверстников.
Оборудование: карточки с изображениями разных видов птиц (ворона, кукушка, сова, скворец); материалы для лепки или рисования; аудиозаписи звуков «Кукование кукушки», «Перестук дятла», пьес П. Чайковского и И. Стравинского «Соловей»; картинка с изображением птенцов-слеток.
Ход занятия:
Вступительная часть
Воспитатель: На прошлом занятии Летик рассказал о том, как летом живут дикие и домашние животные, о ежатах и медвежатах, кошках, собаках, коровах, лошадках. Сегодня он познакомит нас с жизнью птиц летом.
Летик: Ребята, вы наблюдали за птицами летом? Вспомните, что они делают?
Дети: Поют песни, ищут червяков.
Летик: Правильно. Летом птицы, как и звери, ведут активную жизнь. Но песни они поют в основном по утрам и вечерам, а днем заняты поисками насекомых и их личинок для себя и птенцов. Они ищут насекомых и червячков в траве и стволах деревьев. Давайте поможем им обустроиться: сделаем домики для птиц. Но сначала вспомните, как называется домик для скворца?
Дети: Скворечник.
Летик: А что служит домиком для совы или кукушки?
Дети: Дупло.
Летик: Правильно. А какой домик нужен для вороны?
Дети: Гнездо из веток и травы.
Летик: Молодцы! Давайте для разных птиц сделаем разные домики.
Совместная изобразительная деятельность
Дети рисуют или лепят из пластилина «домики» для разных птиц. Затем делятся на две группы. Участники одной группы берут карточки с изображениями птиц, участники второй группы – поделки или изображения птичьих домиков.
По сигналу воспитателя они подходят друг к другу и образуют пары (берутся за руки) по принципу подходящего птице домика.
Основная часть
Летик: Ребята, мы помогли птицам. А как вы думаете, птицы помогают людям? Как?
Дети высказывают различные мнения.
Летик: Птицы уничтожают вредителей сада и огорода. Например, синицы и скворцы съедают за день столько насекомых, сколько весят сами. Большая синица более 300 раз в день приносит птенцам корм. Каждая пара птиц, живущих в саду, очищает от насекомых-вредителей около 40 яблонь. Ласточка вылавливает за лето до 1 млн мошек, комаров и тлей. Серая мухоловка ежедневно ловит около 350 мух. А кукушка за час съедает до 100 гусениц. Воробьи не только клюют крошки и зернышки, одна пара истребляет несколько тысяч гусениц в неделю. А чем питаются хищные птицы – совы, сычи?
Дети: Они едят грызунов.
Летик: Правильно. И тем самым спасают урожай зерна. Ведь каждая мышка может съесть за лето до 1 кг зернышек, а сова уничтожает за это время до 1000 мышей. Вот как много урожая она может спасти, целую тонну!
Рефлексия
Воспитатель показывает поделки «Сова из изоленты» и «Птичка».
Вопросы и задания:
• Из ленты какого цвета сделаны перья, клюв, лапы и глаза совы?
• Из чего сделана «Птичка»? (Из стеклышек, ракушек, камешков, обточенных морских прибоем, дерева, сухой травы.)
• Найдите похожие материалы или подберите свои варианты для изготовления поделок с птицами.
Летик:
Отгадайте, о какой птице говорится в загадке:
Вот пернатый сел на сук
И колотит – тук-тук-тук!
Ищет мошек под корой
Он голодною порой.
Дети: О дятле.
Летик: В лесах нетрудно найти пестрого дятла. Цепляясь лапками за кору и упираясь хвостом в ствол, он перемещается по дереву, стучит по нему крепким длинным клювом, выгоняет из-под коры насекомых.
Дети слушают аудиозаписи звуков «Кукование кукушки», «Перестук дятла»,
затем в исполнении музыкального руководителя (или в записи)
пьесы «Песнь жаворонка» из цикла «Времена года.
Март» П. Чайковского и «Соловей» И. Стравинского.
Воспитатель: Отгадайте, о каких птицах идет речь в загадках.
В небе, синем и высоком,
Вьется птица, но не сокол.
Разбежались мышки: «Ах!
Что за крылья, вот размах!
Взгляд у птицы очень зоркий,
Лучше спрячемся мы в норки!»
                                  (Ответ: орел.)
Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами.
Глазки, как у кошки,
И горят, как плошки. (Ответ: сова.)
Вот так птица – какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой! (Ответ: лебедь.)
Летик: Ребята, скажите, если, гуляя в парке, лесу или около речки, вы найдете одинокого птенчика, что вы будете делать?
Дети высказывают предположения, фантазируют,
делятся опытом.
Летик: Может показаться, что птенчик потерял родителей, и у вас появится желание подобрать малыша и приютить у себя дома. Но не всегда так можно поступать. Птенцы многих певчих птиц, обитающих в нашей стране, покидают гнездо тогда, когда еще не умеют летать. Как вы думаете, почему?
Дети высказывают предположения.
Летик: В это природа вложила большой смысл. Ведь если бы все птенцы долго оставались вместе в гнезде, нападение на него хищника стало бы роковым для всего выводка. А вот если птенцы уже покинули гнездо и спрятались поодиночке, то у каждого из них намного больше шансов, чтобы спастись. Поэтому птенцы покидают гнездышко как можно раньше. Такие малыши называются слетками.
Летик показывает картинку с изображением слетков,
дети рассматривают птенцов.
Летик: Слетки бесхвостые, желторотые, перышки у них только появились. Но у слетков уже открыты глазки. Малыши могут сидеть на ветке или стоять на почве, опираясь лапками. Испугавшись, детеныши замирают неподвижно, затаиваются, поэтому их легко взять в руки. Но если вы нашли такого птенчика, отойдите подальше и не беспокойте его. Родители обязательно найдут птенца и покормят. Хотя, если место кажется опасным, например, вблизи проезжей части, можно отнести малыша подальше, в кусты, или посадить на самую низкую ветку дерева. Но как же нам узнать: птенчик просто покинул гнездо или попал в беду?
Дети высказывают предположения.
Летик: Когда птенцы попадают в беду и нуждаются в помощи, это всегда заметно. Например, рядом находится поврежденное ветром, дождем или хищником гнездо. В этом случае взять на себя заботу о птенце – значит, сохранить ему жизнь. Но делать это надо правильно: отнести птенчика взрослым, которые смогут узнать, детеныш какой птицы попал в беду, и уже после этого с помощью специалиста определить, как содержать и кормить пернатого.
Заключительная часть
Воспитатель спрашивает детей, что они делали на занятии:
• повторили, где живут летом птицы;
• узнали, что птицы помогают спасти урожай, уничтожая вредителей-насекомых;
• прослушали голоса разных птиц;
• запомнили, что не всегда можно подбирать одинокого птенчика.
>> вернуться в текст
Приложение 4
Конспект познавательного занятия
«Насекомые летом»
Задачи:
• сформировать представление о том, что насекомые – самый многочисленный класс животных;
• рассказать о жизни насекомых летом, чем они вредны человеку и чем полезны;
• объяснить правила взаимодействия с насекомыми: не дотрагиваться до них, некоторых остерегаться, не разорять их жилища;
• рассказать об отдельных видах насекомых: пчелах, бабочках, божьей коровке;
• пополнить словарь новыми понятиями: «членистоногие», «шестилапые», «беспозвоночные», «энтомолог»;
• сформировать умение складывать простые числа;
• развивать наблюдательность, стремление узнавать новое.
Оборудование: картинка-схема строения насекомого; изображения разных видов насекомых; пуговицы разных цветов; раскраски или контуры насекомых (для коллективного творчества).
Ход занятия:
Вступительная часть
Воспитатель: Ребята, о чем нам рассказал Летик на прошлом занятии?
Дети: О птицах.
Воспитатель: А кто еще, кроме зверей и птиц, ведет летом активную жизнь?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Правильно. Давайте узнаем об их жизни.
Летик: Лето – любимое время года для насекомых! Как вы думаете, почему?
Дети: Летом тепло, у насекомых много еды: лепестков, травы, нектара.
Летик: Правильно. Именно летом из куколок выводятся бабочки, муравьи строят муравейники, а труженицы пчелки собирают мед. Насекомых очень много. По мнению ученых, существует около 3 миллионов видов насекомых, хотя описано и изучено пока около 1 миллиона. А кто скажет, по каким признакам можно узнать насекомое?
Дети: У насекомых есть усы, много ног.
Летик показывает картинку-схему строения насекомого.
Летик: Правильно. Отличительные признаки насекомых – одна пара усиков, три отдела тела – голова, грудь и брюшко, три пары ног. Запомните, ребята, у насекомых три пары ног, то есть шесть ног (лапок).
Основная часть
Летик: Когда на растениях раскрываются цветки, шмели, осы, пчелы, мухи, бабочки и жуки наполняют сады, леса и луга. С раннего утра они копошатся в цветках. Их привлекают нектар и пыльца, аромат и окраска цветка. Но вот кто кого выбирает – насекомое цветок или цветок насекомое, – большой вопрос! Многие цветы хотят быть опыленными только определенными насекомыми.
Летик показывает карточку с изображениями разных видов насекомых.
Летик: Часто цветы «хитрят» для того, чтобы привлечь насекомое. Например, некоторые цветки устроены так, что насекомое не может выбраться наружу из «лабиринта», минуя место, где на лапки обязательно приклеится пыльца. Есть совпадение между устройством цветка и насекомыми, которые на него прилетают. На цветках клевера чаще других можно встретить шмеля и пчелу. Лишь шмель своим длинным хоботком может добыть нектар, спрятанный на дне трубочек-венчиков, а пчелам для этого приходится прокусывать цветки. А как насекомые помогают людям?
Дети: Пчелы дают мед.
Летик: Правильно, но не только. Хищные насекомые (жужелицы, божьи коровки) поедают вредителей садов, полей и огородов. А гусеница тутового шелкопряда плетет кокон, оболочка которого состоит из непрерывной шелковой нити длиной от 300 до 1500 м. Ее используют для производства шелка. А чем полезны пчелиный воск и мед? (Дети отвечают.) Мед вкусный, сладкий и целебный. Пчелиный воск применяется в медицине. А могут насекомые нанести человеку вред?
Дети высказывают предположения, основываясь на личном опыте
(например, комары, слепни кусаются).
Летик: Есть насекомые, которые поедают посевы и даже деревянные постройки. Почти все насекомые – летающие животные, совсем не летающих насекомых мало. А изучают всю эту мошкару ученые-энтомологи.
Дети несколько раз повторяют словосочетание «ученые-энтомологи».
Летик: Какие насекомые самые красивые, разноцветные?
Дети: Бабочки.
Летик: Каких бабочек вы знаете? (Дети отвечают.) Самые красивые бабочки: павлиний глаз, названная так за пятнышки на крыльях, адмирал, махаон.
Коллективное художественное творчество
Дети вместе с воспитателем рассматривают поделки насекомых из разноцветных пуговиц. Затем они пытаются самостоятельно, по готовому контуру, раскраске, собрать из пуговиц насекомых.
Рефлексия
Воспитатель: Сколько у насекомых лапок?
Дети: Три пары лапок.
Воспитатель: Три пары – это сколько всего? Как узнать?
Дети: Надо сложить три раза по два. Всего получается шесть лапок.
Воспитатель: Правильно. У насекомых всегда шесть лапок. Найдите среди поделок гусеницу и рассмотрите ее. У нее шесть лапок?
Дети: Нет. Больше.
Воспитатель: А гусеница – насекомое? (Дети высказывают предположения.) Летик, подскажи!
Летик: Гусеница – это куколка (личинка) насекомого, например, бабочки. И когда внутри куколки полностью сформируется бабочка, она выйдет наружу и будет прекрасным насекомым. С шестью лапками.
Воспитатель: Ребята, найдите среди поделок божью коровку.
Дети рассматривают поделку «Божья коровка».
Воспитатель: Как вы думаете, почему это насекомое так необычно называется? (Дети высказывают свои предположения.) Летик, подскажи!
Летик: В саду, огороде, в лесу, на лугу и в поле встречается много божьих коровок. Этого красного жучка с черными точечками на спинке любят и дети, и взрослые. Насекомое приносит большую пользу: очищает посевы от тлей. Назвали жучка так благодаря биологической способности «давать молоко», как коровы: насекомое в случае опасности выделяет молокообразную жидкость, но не белого, а рыжего цвета. Божьих коровок избегают птицы и лягушки, ими не питаются даже пауки-тарантулы. Если же какая-то неосторожная птица рискнет проглотить божью коровку, то сильно обожжет свое горло этой ядовитой жидкостью. Но почему «божья»? (Дети высказывают предположения.) По народным поверьям, божья коровка обитает на небесах и спускается на землю изредка, в качестве доброго посланника, чтобы подсказать, какая будет погода или урожай зерновых. Она может спуститься на ладошку, чтобы услышать и исполнить заветную мечту человека. А что мы говорим, отпуская божью коровку?
Дети произносят закличку: «Божья коровка, улети на небо…».
Летик: В Германии божью коровку называют «жук Святой Марии Девы», в Англии – «Леди птичка». А еще в давние времена слово «божья» обозначало «безобидная, кроткая, мирная». Именно такими чертами наделена вызывающая чувство доверия и умиления божья коровка. Послушайте веселое стихотворение про этого жучка.
Летик читает стихотворение «Божий бычок».
Летик:
Коровкою божьей
Считают меня.
Мы с нею похожи,
Она мне – родня.
Да, в черненьких пятнах
Мой красный сюртук.
Коровке, понятно,
Я братец и друг.
Короткая стрижка,
И нравом я крут.
Зачем же мальчишку
Коровкой зовут?
Подбитая бровка
И мятый бочок.
Какая ж коровка?
Я – божий бычок!
Совместная игровая деятельность
Под музыку Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля» дети бегают по группе (залу или площадке на территории ДОО), имитируя хлопотливые движения шмеля. Затем слушают сказку К. Чуковского «Муха-Цокотуха» и разыгрывают мини-представление по ее сюжету или отдельным эпизодам. Во время выступления показывают пуговичную поделку или картинку со своим персонажем.
Наблюдения на прогулке
Воспитатель во время прогулки предлагает дошкольникам понаблюдать за жизнью насекомых.
Дети рассматривают, как ползают и летают жуки, обращают внимание на божью коровку: как она ползет по руке, расправляет крылышки, улетает искать пищу. Затем смотрят за полетами бабочек: как они порхают, складывают крылышки, садятся на цветок.
Наблюдают за стрекозой: как она парит, зависает, подобно вертолету. Смотрят, как пчелы исследуют цветок, забираются внутрь лепестков за нектаром. Воспитатель еще раз напоминает им, какую пользу приносят пчелы, опыляя множество цветов.
Изучают муравейник. Воспитатель спрашивает, из чего он сделан. (Из веточек, хвоинок, коры, комочков почвы.) Говорит, что крошечные шестилапые муравьи – большие труженики. Маленькие дырочки в муравейнике – это ходы лабиринта. Муравьи беспрестанно снуют и трудятся. Они живут дружно, не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи – мирные строители. Они никого не обидят, если не трогать их муравейник. А если его разрушить, могут облить виновника муравьиной кислотой. Воспитатель просит детей не мешать муравьям трудиться и обустраивать большой общий дом.
Заключительная часть
Вопросы для закрепления:
• что такое нектар;
• почему всех насекомых называют шестилапыми;
• кто такие энтомологи.
Дети вспоминают, как надо вести себя с насекомыми: с осторожностью, чтобы не нанести вред животному и не пострадать самим; не обижать и не разорять их строения и домики.
>> вернуться в текст
Приложение 5
Конспект познавательного занятия «Цветы летом»
Задачи:
• рассказать, как цветут летом лесные, луговые, полевые, садовые цветы;
• развивать наблюдательность, внимание.
Оборудование: материалы для рисования, пуговичной аппликации или аппликации из природного материала; карточки с изображениями цветов.
Ход занятия:
Вступительная часть
Воспитатель: Вы уже знаете, как живут летом звери и птицы. На прошлом занятии Летик познакомил нас с миром насекомых. О чем он расскажет нам сегодня?
Летик: Ребята, а какие вы знаете цветы? Какие видели на лугу, в поле?
Дети: Ромашки, одуванчики, васильки, колокольчики, незабудки.
Летик: Сегодня вы узнаете, как они цветут.
Основная часть
Летик приглашает детей на прогулку.
Летик: Напоенные жарким солнцем, дождями и летними росами, на полях распускаются цветы. Давайте рассмотрим их поближе.
Дети поочередно подходят к цветам, о которых рассказывает Летик, внимательно
рассматривают их, осторожно трогают и вдыхают их аромат.
Летик: Вот одуванчик. Он вам давно знаком. Его цветок сначала желтый, а потом становится белым и выбрасывает множество парашютиков с семенами. Одуванчик может предсказывать погоду. Знаете как? (Дети высказывают предположения.) Он, конечно, не умеет говорить, но общается с нами на цветочном языке. Перед дождем желтый одуванчик закрывает лепестки и опускает головку. А если он уже белый, пушистый, то перед дождем складывает парашютики – сам прячется и нас предупреждает, что скоро начнется дождь. Посмотрите на цветок и скажите, будет ли дождь.
Дети рассматривают одуванчики и сообщают «прогноз погоды».
Затем подходят к колокольчикам.
Летик: Колокольчики растут на лугу, лесной полянке, в поле. Они бывают синие и лиловые. Это изящные, нежные цветы. На одном стебельке может быть один цветочек или букетики из нескольких цветов. Колокольчик тоже может рассказать о погоде. В пасмурную погоду и ночью он опускает свою головку. А в венчике колокольчика, как в теремке, прячутся мелкие насекомые – жучки, мушки. Им уютно и тепло в гостеприимном домике, и дождь не страшен.
Совместная творческая деятельность
Дети вместе с воспитателем сочиняют сказку «Теремок в колокольчике» и разыгрывают ее по ролям, представляя себя разными мелкими насекомыми. Затем рисуют отдельные эпизоды сказки или выполняют плоскостную аппликацию с помощью изоленты или объемную с помощью пуговиц или природных материалов.
Дошкольники подходят к цветку иван-да-марья.
Летик: У иван-да-марья цветки необычные, двух цветов: желтого и лилового. Поэтому цветок такой красивый. Как вы думаете, почему он так называется? (Дети высказывают свои предположения.) С названием цветка связана старинная легенда: Иван и Марья, не зная, что они брат и сестра, полюбили друг друга и поженились. А когда узнали о своем родстве, чтобы не разлучаться, превратились в цветы. Поэтому этот цветок стал символом любви и верности. Но не нужно его рвать: он очень нежный и сразу завянет. Лучше просто любоваться им на лугу.
Дошкольники подходят к ромашке.
Летик: Ромашку все хорошо знают, но иногда путают с другим цветком – поповником. Запомните, ребята, чем они отличаются: у ромашки стебелек разветвляется и на одном растении много мелких цветочков с желтыми сердцевинками и белыми лепестками. А если вы видите один крупный цветок на одном стебле – это поповник. Почему ромашку считают лекарственным растением?
Дети: Она помогает от многих болезней. Например, настоем из ромашки полощут горло, если оно заболит.
Дошкольники подходят к незабудке.
Летик: Ребята, какого цвета незабудка?
Дети: Голубого.
Летик: А что еще в природе голубого цвета?
Дети: Небо, ручеек, река, море.
Летик: У незабудки крошечная желтая сердцевина. На что она похожа?
Дети: На солнышко.
Летик: Верно! Желтая сердцевина как будто говорит: «Не забудь, не забудь о солнышке! Даже если дождь и непогода». Как вы думаете, долго цветет незабудка? (Дети высказывают различные версии.) Незабудка цветет почти до самой осени.
Дошкольники подходят к васильку.
Летик: Василек тоже сине-голубого цвета. На что похоже его название?
Дети: На имя мальчика: Вася, Василий.
Летик: Правильно.
Если в группе есть дети с именами Василий, Василиса,
Летик ласково называет их васильками. Далее дошкольники подходят к лютику.
Летик: Расскажите, как выглядит лютик, на что он похож.
Дети: Лютик желтый, как солнышко, нежный, красивый.
Летик: Пофантазируйте, на что похоже поле, в котором растет много-много лютиков?
Дети высказывают различные варианты (например, на золотой плед, ковер и т. д.).
Летик: Знаете, почему этот цветок так называется? (Дети высказывают свои догадки.) Название происходит от слова «лютый». Вы знаете, что это значит? (Дети отвечают.) Несмотря на красоту и нежность, это растение ядовито. Характер его, как у лютого зверя или разбойника. У растения ядовитый сок. Попадая на кожу, он может обжечь.
Дошкольники подходят к гвоздике.
Летик: Гвоздика из леса похожа на свою садовую родственницу, которую мы видим в цветочном магазине. А чем же они отличаются?
Дети: Лесная гвоздика меньше по размеру.
Летик: Правильно. И из нее цветоводы вывели сорта крупной гвоздики.
Дошкольники подходят к клеверу.
Летик: В мае–июне зацветает на лугах клевер – ярко-красные, бледно-розовые и белые соцветья. Во многих странах клевер называют трилистник, так как лист его состоит из трех маленьких листочков. Но если вы найдете клевер с четырьмя листиками, считается, что он принесет счастье. Рассмотрите красный клевер: головка цветка состоит из отдельных цветков. Они распускаются не одновременно, краевые раньше, и иногда на полностью отцветшей головке можно видеть 1–2 цветка, оставшиеся неопыленными и ждущие шмеля или пчелу. Значит, клевер – медонос.
Летик предлагает детям понаблюдать, как пьют нектар из красного клевера пчела и шмель,
и рассказать об отличии в поведении насекомых.
Летик: Шмель опускается на головку клевера, хватается за нее лапками и проверяет длинным хоботком все цветочки: ищет, в какой трубочке больше нектара. Пчелы ведут себя около клевера совсем не так. Они долго летают над цветком, будто раздумывая. А если сядут на цветок, то совсем ненадолго: проверят одну-другую трубочку и летят дальше. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают.) Для короткого пчелиного хоботка эти трубочки длинные, и пчелам трудно достать нектар. Они летают около головки клевера и выбирают трубочки покороче. А у шмелей хоботки длиннее пчелиных. Но иногда хитрые пчелы подбираются к нектару сбоку, проделывая дырочку в трубочке. Поэтому в головках клевера бывают цветки с дырочками. А кто еще любит сладкий клевер?
Дети: Коровы, козы, овцы.
Летик: Правильно. Поэтому белый клевер еще называют душистой кашкой – «кашей» для домашнего скота. Он не так высок, как красный, и головка у него поменьше, чем у красного, покороче и трубочки его цветков. Поэтому над лугом, где растет белый клевер, много пчел. Как вы думаете, клевер полезен для людей?
Дети: Да!
Летик: Действительно, клевер используется в медицине, в кулинарии в качестве приправы для супов. Высушенные и измельченные листья размалывают в муку и добавляют в хлеб. Из молодых стеблей и листьев готовят салат.
Дидактическая игра «Цветочные загадки»
Воспитатель раскладывает перед детьми карточки с изображениями цветов, которые они встретили во время прогулки. Затем читает загадки о цветах. Дошкольники выбирают карточку-отгадку.
Воспитатель:
Мы грибы несли в корзине
И еще цветочек синий.
Этот полевой цветок –
Тонкий нежный… (Ответ: василек.)
Желтая бабочка долго летела
И на цветке отдохнуть захотела.
Словно на желтый пушистый диванчик,
Села на желтый цветок… (Ответ: одуванчик.)
На прогулке видел я
Фиолетовый цветочек.
Это вырос у ручья
Тонкий нежный… (Ответ: колокольчик.)
Поле, словно в синих точках,
В нежных маленьких цветочках.
Будто глазки у Анютки,
Нам мигают… (Ответ: незабудки.)
Дидактическая игра «Цветы-медоносы»
Воспитатель показывает детям карточки с изображением цветов: клевер, шиповник, мать-и-мачеха и др. Дошкольники выбирают те, которые, по их мнению, медоносы. Воспитатель спрашивает, почему они решили, что данный цветок – медонос. (Вариант ответа: над этими цветами дети часто видели пчел и шмелей.)
________________________________________

В журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 6, 2015 читайте статью «Организация и содержание наблюдений в ДОО»
________________________________________

Совместная творческая деятельность
Дети с воспитателем рассматривают поделки цветов: бумажную аппликацию, аппликацию из ракушек, стеклышек, камешков, дерева. Затем пробуют самостоятельно, по готовому контуру или раскраске, «собрать» свои любимые цветы из подручных материалов.
Заключительная часть
Дети показывают Летику свои поделки цветов, обмениваются впечатлениями.
Затем с помощью воспитателя размещают работы в группе или вестибюле детского сада.
Дошкольники благодарят Летика за интересные и познавательные занятия
и прощаются с ним.
Летик: До свидания, ребята! Желаю вам хорошо и весело отдохнуть летом. Скоро я приведу к вам своего друга. Его зовут Дупловик, и он расскажет вам о следующем времени года – осени.
>> вернуться в текст
Автор идеи цикла познавательных занятий «Времена года» – Наталья Иванова. >> вернуться в текст
Автор стихотворных произведений в приложениях 1–5 – Наталья. Иванова. >> вернуться в текст
Нам важно ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на e.stvospitatel.ru).
 

Отредактировано klarus (2017-06-06 09:06:13)

0

427

https://cloud.mail.ru/public/LRev/XgmqtbNig
Наш "План тематических мероприятий летней оздоровительной работы на второй период 2016-2017г."

+3

428

Как озеленить территорию образовательной организации
Е.В. Маслова, В.Е. Ярцева
Общеобразовательная организация обязана озеленить территорию школы (п. 3.1 СанПиН школы). Если она не выполнит это условие, то нарушит санитарно-эпидемиологические требования по воспитанию и обучению детей. За это грозит административная ответственность (ст. 6.7 КоАП РФ). Проверяющие органы могут приостановить деятельность образовательной организации на срок до 90 суток или оштрафовать:
• должностных лиц – на сумму от 3 тыс. до 15 тыс. руб.;
• образовательную организацию – на сумму от 30 тыс. до 150 тыс. руб.
Территорию дошкольной организации рекомендуют озеленить и оградить забором и полосой зеленых насаждений (п. 3.1 СанПиН детского сада).
Озеленение:
• повышает безопасность территории;
• оздоравливает окружающее пространство;
• способствует эстетическому и экологическому воспитанию обучающихся.
Растения и их насаждения обладают санитарно-гигиеническими свойствами:
Свойство Чем помогает Особенности
Газозащитное Уменьшают вредную концентрацию находящихся в воздухе газов Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек
Пылезадерживающее Задерживают 60–70 процентов пыли, которая содержится в воздухе Лучше всего задерживают пыль шершавые листья и листья, поверхность которых покрыта ворсинками, как у сирени. На хвойных породах деревьев оседает в 1,5 раза больше пыли, чем на лиственных. Древесные насаждения уменьшают запыленность воздуха и при отсутствии лиственного покрова
Ветрозащитное Задерживают порывы ветра Наиболее эффективны ажурные защитные полосы, которые пропускают сквозь себя до 40 процентов всего потока ветра

кликай

Теплорегуляционное Защищают почву и поверхности стен зданий от прямого солнечного облучения, предохраняют их от сильного перегрева и повышения температуры воздуха Температура воздуха над газоном на 4 °С ниже, чем над асфальтовым покрытием
Оздоравливающее Выделяют летучие и нелетучие вещества – фитонциды, которые обладают способностью убивать болезнетворные бактерии или тормозить их развитие Лучшими поглотительными качествами обладают тополь бальзамический, липа мелколистная, ясень, сирень и жимолость
Шумозащитное Поглощают звуковые волны и снижают уровень шума Кроны лиственных деревьев поглощают 26 процентов падающей на них звуковой энергии. Хорошо развитые кустарниковые и древесные породы с густой кроной на участке шириной в 30–40 м могут снижать уровни шума на 17–23 дБ
Как определить площадь и плотность озеленения
Предусмотрите озеленение из расчета не менее 50 процентов площади территории, свободной от застройки (п. 3.1 СанПиН детского сада, п. 3.1 СанПиН школы). В районах Крайнего Севера и в городах с плотной городской застройкой можно озеленить:
• 25–30 процентов территории школы;
• 20 процентов территории детского сада.
Используйте нормы посадки деревьев и кустарников на 1 гектар озеленяемой площади образовательной организации из таблицы 6 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153.
Вид растения Количество растений, шт.
Нечерноземная зона Лесостепная зона Степная зона Сухая степь, полупустыня
Северный район Центральный район Восточный район Европейская часть Азиатская часть Европейская часть Азиатская часть
Участки детских садов и яслей
Деревья 100–120 140–160 140–160 180–220 180–220 220–250 220–250 220–250
Кустарники 1200–1440 1400–1600 1400–1600 1440–1760 1800–2200 1760–2000 2200–2500 2200–2500
Участки школ
Деревья 100–120 60–100 80–110 100–120 100–120 120 – 150 150–200 150–200
Кустарники 1000–1200 800–1000 800–1100 1000–1200 1000–1200 1200–1500 1500–2000 1500–2000
Как расположить растения
Используйте зеленые насаждения, чтобы разделить групповые площадки друг от друга и отгородить их от хозяйственной зоны.
При посадке учитывайте ориентацию окон групповых помещений, веранд, учебных классов.
Деревья не должны препятствовать инсоляции и освещенности помещений. Высаживайте кустарники и деревья с учетом расстояния от стен здания и различных сооружений до места посадки растений (п. 2.6.11 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).
Здание и сооружение Расстояние, м, до оси
Ствола дерева Кустарника
От наружных стен зданий и сооружений 5 1,5
От края тротуаров и садовых дорожек 0,7 0,5
От края проезжей части улиц, кромок укрепленных обочин дорог или бровок канав 2 1
От мачт и опор осветительной сети, трамвая, мостовых опор и эстакад 4 –
От подошвы откосов, террас и др. 1 0,5
От подошвы или внутренней грани подпорных стенок 3 1
От подземных сетей: 1,5 –
– газопроводов, канализации   
– теплопроводов (от стенок канала) и трубопроводов, тепловых сетей 2 1
– водопроводов (при бесканальной прокладке) 2 –
– дренажей силовых кабелей и кабелей связи (при бесканальной прокладке) 2 0,7
Высокорастущие деревья сажайте на границе участка с улицей, а низкорастущие деревья и кустарники – со стороны здания образовательной организации.
Внимание: на территории образовательной организации не сажайте опасные для здоровья детей растения
Речь идет о растениях:
• ядовитых;
• колючих;
• женских экземплярах тополей.
Также не сажайте растения, которые засоряют территорию во время плодоношения или вызывают массовые аллергические реакции во время цветения.
Такие ограничения устанавливает пункт 3.1 СанПиН детского сада, пункт 3.1 СанПиН школы, пункт 2.6.10 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153.
Если проверяющие органы обнаружат запрещенные растения, то могут приостановить деятельность образовательной организации на срок до девяноста суток или оштрафовать по статье 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
• должностных лиц – на сумму от 3 тыс. до 15 тыс. руб.;
• образовательную организацию – на сумму от 30 тыс. до 150 тыс. руб.
Как ухаживать за растениями
Чтобы сохранить зеленые насаждения и создать безопасные условия для обучающихся, организуйте:
• агротехнические мероприятия;
• санитарную обработку растений;
• замену утраченных растений новыми.
Агротехнические мероприятия проводите на основе указаний пунктов 3.1, 3.2 и 3.3 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153. К таким мероприятиям относят:
• полив;
• внесение удобрений;
• рыхление почвы, мульчирование;
• утепление растений;
• стрижку газонов.
Санитарную обработку проводите по мере необходимости. К такой обработке относят:
• санитарную, омолаживающую, формовочную обрезку растений;
• борьбу с вредителями и болезнями растений;
• лечение ран, дупел и механических повреждений на деревьях.
Санитарную обрезку растений проводите ежегодно в течение всего вегетационного периода (п. 3.1.4.2 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153). Удаляйте ветви:
• старые, больные, усыхающие и поврежденные;
• направленные внутрь кроны или сближенные друг с другом;
• угрожающие жизни и здоровью обучающихся.
Во время обрезки учитывайте, что расстояние от изолированных проводов до зеленых насаждений должно быть не менее 0,5 м (п. 2.4.8 Правил, утвержденных приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 г. № 187).
Для борьбы с болезнями зеленых насаждений используйте физические и механические методы борьбы с вредителями.
Внимание: не используйте пестициды на территории образовательной организации (п. 15.4 СанПиН 1.2.2584-10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 2 марта 2010 г. № 17). Иначе образовательной организации и ее работникам грозит административная ответственность по статье 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Контролирующие органы могут наложить предупреждение или штраф:
• на должностных лиц – в размере от 500 до 1000 руб.;
• юридических лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
Образовательной организации также может грозить приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Заменяйте утраченные растения новыми, если обнаружили погибшие, высохшие растения.
Вырубку деревьев и кустарников проводите в порядке, который устанавливают нормативные правовые акты субъекта РФ. В большинстве случаев потребуется разрешение уполномоченного органа по защите зеленых насаждений субъекта РФ (муниципального образования). Самовольная вырубка деревьев и кустарников запрещена (п. 6.4 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).
Пример регионального регулирования: выдача разрешения на вырубку
В Москве вырубать деревья и кустарники при выполнении санитарно-оздоровительных мероприятий можно только при наличии порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений (п. 8.1.6 Правил, утвержденных постановлением правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. № 743-ПП). Его выдает департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
В Перми вырубать зеленые насаждения можно по решению о предоставлении права на снос зеленых насаждений. Решение принимает комиссия, которую формирует территориальный орган администрации г. Перми, после комиссионного обследования зеленых насаждений (п. 3.1 и 3.12 Порядка, утвержденного решением Пермской городской думы от 26 августа 2014 г. № 155).
Новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производите только по проектам, которые согласованы с уполномоченными органами. Соблюдайте агротехнические условия (п. 6.1 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).
Совет: высаживайте деревья на участках вместе с детьми в рамках экологических проектов
Проводите тематические проекты, например патриотические. Так, в рамках проекта «Лес Победы» высаживают именные деревья в память о погибших в Великой Отечественной войне. Главная цель проекта – поклонение подвигу советского народа и сохранение памяти о нем.
Как следить за озелененными территориями
Два раза в год проводите плановую оценку состояния озелененных территорий. Делайте это весной в конце апреля и осенью в сентябре.
Чтобы оценить состояние растений, создайте комиссию и включите в нее:
1) заместителя руководителя по хозяйственной части;
2) инженера (при наличии);
3) главного бухгалтера.
По результатам осмотра подпишите акт осмотра в двух экземплярах. Составьте ведомость дефектов и утвердите перечень мероприятий, чтобы подготовить территорию образовательной организации к лету или зиме (п. 5.9 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).
Тщательно осматривайте озелененную территорию в первый год эксплуатации новых образовательных организаций и после капитального ремонта. Если выявите дефекты в выполненных работах по озеленению и благоустройству участка после строительства или ремонта, то требуйте от подрядчика устранить их за свой счет. Чтобы зафиксировать наличие дефекта, вызовите представителя подрядчика. Если тот не придет в течение пяти дней, составьте и подпишите односторонний акт. Его копию направьте подрядчику и его вышестоящей организации (п. 5.17 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).
Проводите оперативный осмотр территории после чрезвычайных обстоятельств – ливней, сильных ветров, снегопадов и т. п. (п. 5.10 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).
Сухие деревья учитывают и клеймят специализированные предприятия зеленого хозяйства. На объектах, состоящих под государственной охраной, и памятниках садово-паркового искусства это делают с участием местных органов власти (п. 6.6 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).

0

429

"Летний сезон в детском саду - образовательная деятельность или каникулярный период?" источник журнал "Галерея творческих проектов" № 3-2017

http://s4.uploads.ru/t/9H5gS.jpg http://se.uploads.ru/t/URuYJ.jpg http://s5.uploads.ru/t/X2ec9.jpg http://s5.uploads.ru/t/0mnUw.jpg http://s8.uploads.ru/t/raCt1.jpg http://s6.uploads.ru/t/X68fw.jpg http://s6.uploads.ru/t/Gm9Ez.jpg
http://s2.uploads.ru/t/FGal1.jpg http://sh.uploads.ru/t/PhUzw.jpg http://s0.uploads.ru/t/9ABQJ.jpg

+13

430

Добрый день, девчата! Только зарегистрировалась сайте, поэтому информацией еще не успеваю поделиться. Назначили на должность и сразу проходит конкурс летних оздоровительных площадок в городе.  Надо представить игровые площадки  на территории сада в стихотворной  форме! Помогите, пожалуйста, может у кого-нибудь тоже так проходил конкурс?

0

431

мои планы на лето  https://yadi.sk/i/pmEjTfsY3MH85q

+4

432

Уважаемые коллеги, буду рада, если кому-нибудь пригодится.
План на лето
https://yadi.sk/i/3-ototmc3ZkyDv

+9

433

Перспективное планирование на летний период
ДЕТСКИЙ САД - ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА
https://vk.com/doc181972857_470784947?h … 83145c4ecc
https://vk.com/doc330903679_465930382?h … b38c554ec8
https://vk.com/doc187475826_466308902?h … 7eb4826772

https://vk.com/doc205364517_437542184?h … 003b8068c9
https://vk.com/doc144161475_497738997?h … 7b860fef73
https://vk.com/doc187475826_466309043?h … 2827bb21bf
https://vk.com/doc330903679_465930369?h … aec5b41270
https://vk.com/doc425083736_466902429?h … dcc31b44cb
https://vk.com/doc144161475_497739009?h … a4a1cd7f41

+9

434

Нынче и не знаешь, какой план на лето писать. Никаких идей. Это только у меня или еще у кого?

0

435

Дельфин написал(а):

Нынче и не знаешь, какой план на лето писать. Никаких идей. Это только у меня или еще у кого?

мы вообще пока не знаем, будем работать или нет. Но примерный план все равно пишется...От бумаг пока еще никто не освобождал.

0


Вы здесь » Детский сад “СЕМЬ ГНОМОВ” » В помощь старшему воспитателю ДОУ » План летне-оздоровительных мероприятий **